Милютинский район/Бессмертный полк
Ежедневное меню горячего питания для начальных классов
Школьный музей
 

Информация о деятельности ГБУ РО ЦППМ и СП

В Государственном бюджетном учреждении Ростовской области центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - ГБУ РО ЦППМ и СП) психолого-педагогическую и методическую помощь очно и дистанционно могут получить дети и подростки, родители (законные представители) детей и подростков, педагогические работники в форме:

- индивидуальных консультаций;

-занятий в группах по психологическим программам;

-индивидуальных занятий, в том числе на компьютерном оборудовании по программам «Комфорт», «Тимокко», «Волна», «Реакор».

       Консультации и занятия направлены на решение проблем:

-взросления и общения со сверстниками;

- обучения и общения с учителями, отказа посещать школу;

-социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и расстройствами аутистического спектра (РАС);

-конфликтов, страхов, неуверенности в себе, «плохого» настроения;

-тревожного, агрессивного, зависимого поведения;

-переживания последствий психологической травмы, потери близкого человека;

-суицидального поведения;

-стрессовых состояний, связанных в том числе с подготовкой к экзаменам (ГИА, ЕГЭ);

-адаптации ребёнка и приёмной семьи;

-профориентации, выбора профессии.

Деятельность по оказанию психолого-педагогической помощи детям, подросткам и родителям (законным представителям) в Ростовской области регламентирована рядом региональных документов: Порядком межведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников детских домов, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее воспитывавшихся в семьях опекунов и попечителей, утверждённого протоколом областной межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 30.03.2011 №1, приказами минобразования Ростовской области, в том числе: от 29.02.2017 № 988 «О создании службы по оказанию экстренной и пролонгированной психолого-педагогической помощи обучающимся Ростовской области в ситуации кризисного состояния и суицидального риска», от 10.06.2019 № 421 «Об утверждении Порядка сопровождения замещающих семей», от 21.09.2020 № 751 «О внесении изменений в приказ минобразования Ростовской области от 24.03.2015 № 163» (утверждены изменения и дополнения в базовый компонент деятельности педагога-психолога профессиональной образовательной организации), от 23.10.2020 № 850 «О внедрении мониторинга социальной адаптации детей-сирот в государственных образовательных организациях».

      Бесплатные консультации и коррекционно-развивающие занятия специалисты ГБУ РО ЦППМ и СП проводят как очно, так и в дистанционном режиме: по телефону, Skype, WhatsApp.

      Записаться на консультацию и занятия, задать интересующие вопросы можно по телефону: 8 (863)251-14-10 или непосредственно обратившись в ГБУ РО ЦППМ и СП по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 13-я линия, 23.

МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Гармония»»

г.Волгодонск, пер.Западный, 5;

Мельничук Галина Николаевна,

(86392) 4-54-66

памятка ГБУ РО ЦППМ и СП

Уважаемые родители!

Если у вас или вашего ребенка возникли трудности во взаимоотношениях, кризисная ситуация, если эмоциональное состояние или поведение ребенка  вас беспокоит, если вы не знаете, как поступить или какое принять решение, вы или ваш ребенок можете обратиться в службы экстренной помощи по телефону или в центры психолого-педагогической помощи в Ростовской области .

Список консультационных пунктов Ростовской области

  Город, район Наименование организации ФИО руководителя Адрес, телефон Электронная почта/сайт
 1 г. Ростов-на-Дону   Государственное бюджетное учреждение Ростовской области центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи  Гапченко Елена Александровна  344000, г. Ростов-на-Дону, ул. 13-я Линия, 23
тел. 88632511410
 rostovgrant@yandex.ru

http://www.ocpprik.ru/direction/psid/

 
 2 Азовский район  Муниципальное бюджетное учреждение "Центр психолого-педагогической,медицинской и социальной помощи "Доверие" Азовского района  Павленко Любовь Ивановна  346770, Ростовская область, Азовский район, с. Кагальник, ул. Свободы, 40
тел. 88634238917
 arcpmss@azov-rcpmss.ru

http://www.azov-rcpmss.ru/
 3 Аксайский район  Муниципальное бюджетное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района  Панасенко Лариса Алексеевна  346720 г. Аксай, Ростовская область, ул. Чапаева/пер. Короткий, 163/1
тел. 88635054383; 89185489622
 moucdik@mail.ru 

https://moucdik.rnd.eduru.ru/
 4 Багаевский район     Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Ёлкинский центр помощи детям»  Галатова Маргарита Ивановна  346621, Ростовская область, Багаевский район, х. Ёлкин, ул. Тимирязева, 1
тел. 88635741536; 89508494644; 89604446837
 dd_elkin@rostobr.ru

http://cpd-elkin.ru/
 5 Белокалитвинский район     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №8 "Чебурашка"  Евлахова Любовь Петровна  347042, Ростовская область, г. Белая Калитва, ул. Кольцевая, 2
тел. 89034628530;
89518211959;
89612962881
 ds8cheburashka@mail.ru

https://ds8.bkobr.ru/
 6 Боковский район     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Теремок" Боковского района  Гладышева Елена Валериевна  346250, Ростовская область, Боковский район, ст. Боковская, пер. Коньковский, 8
тел. 88638234853;
89287513978;
89281917106
 mbdouteremok2017@yandex.ru

http://teremok-bkr.gauro-riacro.ru/
 7 Верхнедонской район     Муниципальное бюджетное учреждение Верхнедонского района «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи  Безручко Наталья Владимировна  346170, Верхнедонской район, ст. Казанская, ул. Комсомольская, 1
тел. 88636432207;
89604623271;
89604592369
 bezruchkovdon@mail.ru

https://cppmsp-vdon.ucoz.net/
 8 Весёловский район     Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Веселовский центр творчества  Беликова Лидия Васильевна  347781, Ростовская область, Веселовский район, п. Веселый, ул. Ленинская, 90
тел. 88635861445
 moucdt@yandex.ru

http://vesmoucdt.ucoz.ru/
 9 Волгодонской район     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад "Аленький цветочек"  Бабич Людмила Игнатьевна  347350, Ростовская область, Волгодонской район, ст. Романовская, ул. 40 лет Победы, 10-Б
тел. 88639470874
 alenkiitzveto4ek@yandex.ru

https://alenkiycvetochek.rostov-obr.ru/
 10 г. Азов     Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области Азовский центр помощи детям  Байер Елена Александровна  346410, Ростовская область, г. Азов, ул. Ленина, 79
тел. 88634240215
 dd_azov@rostobr.ru

http://deticentrazov.lbihost.ru/
 11 г. Донецк     Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Донецкий центр помощи детям»  Жидкова Татьяна Александровна  346330, Ростовская область, г. Донецк, пер. Карбышева, 32
тел. 88636827588   
 dd_donetsk@rostobr.ru

http://detdomdonetsk.ru/
 12  г. Зверево     Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Зверевский центр помощи детям"  Бобкина Елена Владимировна  346311, Ростовская область, г. Зверево, ул. Космонавтов, 20
тел. 88635541638
 dd_zverevo@rostobr.ru

https://ddzverevo.edusite.ru/
 13 г. Ростов-на-Дону     Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области "Ростовская специальная школа-интернат № 38"  Безрякова Ольга Николаевна  344091, Ростовская область, город Ростов-на-Дону, проспект Стачки, дом 235/2
тел. 88632230443;
88632221877
 school_38@mail.ru

http://school-internat38.ru
 14 г. Ростов-на-Дону   Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области "Ростовская специальная школа-интернат № 48"     Маетная Раиса Ивановна  344006, Ростовская область, город Ростов-на-Дону, улица Суворова, 81
   
 ski_rnd_48@rostobr.ru

https://internat48.ru/
 15 г. Ростов-на-Дону   Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области "Ростовская специальная школа-интернат №42"  Дорохина Алла Владимировна  344112, г. Ростов-на-Дону, ул. Леваневского, 34
тел. 88632548933
 ski_rnd_42@rostobr.ru

http://ski42.ru/
 16 г. Таганрог     Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Таганрогский центр помощи детям №7"  Поленова Светлана Валентиновна  347905, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Заводская, 7
тел. 89054573168
 dd_tagan_7@rostobr.ru

http://myideti.sochost.ru/
 17 г. Шахты     Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Шахтинский центр помощи детям №3"  Бродовская Виктория Олеговна  346510,Ростовская область, г. Шахты, ул. Обуховой, 2-Б
тел. 88636234565
 dd_shahti_3@rostobr.ru

http://domdetei-shakhty.ru/
 18 г. Шахты     Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Городской Дом детского творчества г. Шахты Ростовской области  Агалакова Ирина Владимировна  346500, Ростовская область, г. Шахты, ул. Советская, 168
тел. 88636223452
 center101@yandex.ru

http://gddt61.ucoz.ru/index/cpps/0-221
 19 Зерноградский район     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Радуга" г. Зернограда  Григорян Наталья Васильевна  347740, Ростовская область, Зерноградский район, г. Зерноград, ул. Виноградная, 15
тел. 89094015251 89281870066
 radugazernograd2017@yandex.ru

http://douraduga.ru/
 20 Каменский район     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Улыбка" Каменского района Ростовской области  Михайленко Юлия Анатольевна  347851, Ростовская область, Каменский район, р.п. Глубокий, ул. Свердлова, 1
тел. 88636596549
 ulibka.ds7@yandex.ru

https://ds7ulibka.ru/
 21 Константиновский район     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 "Теремок"  Синявцева Вера Викторовна  347250, Ростовская область, Константиновский район, г. Константиновск, ул. Карташова, 174
тел. 88639361035
 teremok142016@yandex.ru

http://www.teremok14.com.ru/
 22 Куйбышевский район     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Колокольчик»  Чеботарева Лина Владимировна  346940, Ростовская область, Куйбышевский район, с. Куйбышево, пер. Овчаренко, 6
тел. 88634831154  89515319254
 kolokolchikooakr@mail.ru

 https://kuibkolokolchik.ucoz.ru/
 
 23 Миллеровский район     Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Сулинский центр помощи детям»  Костюкова Светлана Евгеньевна  346112, Ростовская область, Миллеровский район, х. Сулин, переулок Западный, 1
тел. 89094112069
 dd_sulin_miller@rostobr.ru

http://sulin-dd.gauro-riacro.ru/
 24 Мясниковский район     Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Мясниковский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»  Берекчиян Нина Михайловна  346800, Ростовская область, Мясниковский район, с. Чалтырь, ул. Карла Маркса, 29
тел. 88634923806; 88634925470
 dd_arevik@rostobr.ru

http://centr-arevik.ru/
 25 Орловский район     Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Островянский центр помощи детям"  Дубко Людмила Григорьевна  347523, Ростовская область, Орловский район, х. Островянский, ул. Советская, 21
тел. 89281402670
89281482180
 dd_ostrov@rostobr.ru

http://ostrovdd1969.ucoz.ru/
 26 Родионово-Несветайский район     Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Родионово-Несветайского района "Дом детского творчества"  Крива Татьяна Александровна  346580, Ростовская область, Родионово-Несветайский район, сл. Родионово-Несветайская, ул. Бабичева, 23
тел. 88634030995
 manik170@yandex.ru

http://ddtrn2.ucoz.ru/
 27 Сальский район     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1 "Русалочка" п. Гигант Сальского района  Венюкова Людмила Михайловна  347628, Ростовская область, Сальский район, п. Гигант, ул. Ленина, 110
тел. 88637278519
 veniukov.a@yandex.ru

http://detsad1rusaloch.ucoz.ru/
 28 Семикаракорский район     Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Кочетовский центр помощи детям»  Никитченко Любовь Михайловна  346633, Ростовская область, Семикаракорский район, ст. Кочетовская, переулок 11-й, 24
тел. 88635623648
 dd_kochet@rostobr.ru

https://www.xn----dtbefqgdc7abf5ak3cu.xn--p1ai/
 29 Тарасовский район     Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Ерофеевский центр помощи детям"  Зинова Галина Владимировна  346060, Ростовская область, Тарасовский район, х. Ерофеевка, ул. Школьная, 17
тел. 88638638137;
89281450028
 dd_erofeevka@rostobr.ru

http://cpd-erofeevka.ru/
 30 Целинский район     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Тополек»  Трубаева Инна Федоровна  347760,Ростовская область, п. Целина, ул. 10 линия, 245
тел. 88637191786
 detsad6celina@mail.ru

http://topolek-tselina.ucoz.ru/
 31 Цимлянский район     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Алые паруса" г. Цимлянска  Егорова Марина Юрьевна  347320, Ростовская область, Цимлянский район, г. Цимлянск,ул. Ленина, 123-Б
тел. 88639150155
8-906-452-10-60
 al.parusa2015@mail.ru

http://xn--80aaasrmceilqnnfx4c9d3d.xn--p1ai/
 32 Чертковский район     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чертковский детский сад №4  Тертычная Ольга Михайловна  346000, Ростовская область, п. Чертково, ул. Кольцевая, 1-А
тел. 89913640130
 chert.detsad.4@yandex.ru

https://22765.maam.ru/
 33 Шолоховский район     Муниципальное бюджетное учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Шолоховского района"  Набокова Оксана Владимировна

 346270, Ростовская область, Шолоховский район, ст. Вешенская, ул. Ленина, 58
тел. 89185976591
89094075739

 mbuppmscentr@mail.ru

https://veshenskaya2019.wixsite.com/mbuppms

 

Информация для родителей о ТЕЛЕФОНЕ ДОВЕРИЯ

У каждого человека иногда случаются проблемы. Телефон Доверия дает возможность в такой ситуации получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в том, что происходит, в спокойной обстановке и в разговоре с доброжелательным человеком и решить, какие шаги сделать.

Телефоны Доверия в настоящее время очень популярны во всем мире. Дети/подростки звонят и советуются, как лучше поступить. Ведь не в каждой ситуации хватает своего опыта, а решение нужно принять.

На телефонах доверия работают специально обученные специалисты – психологи. На некоторых Телефонах доверия могут работать даже прошедшие специальное обучение подростки – туда звонят те ребята, которым проще поговорить о наболевшем со сверстником, чем со взрослым.

Телефон доверия открыт для каждого человека. В том числе и для родителей. Не важен возраст, национальность, состояние здоровья звонящего. Основная идея состоит в том, что любой человек имеет право быть принятым, выслушанным и получить помощь.

Человек может поделиться с консультантом Телефона доверия любой беспокоящей его проблемой.

Помощь на телефоне доверия всегда анонимна. Позвонивший и консультант не должны сообщать свою фамилию, адрес и другие данные. Еще, обращаясь на телефон доверия, человек может получить интересующую его информацию.

Каждый Телефон доверия в своем определенном режиме – круглосуточно или по расписанию.

8-800-2000-122 – единый общероссийский номер детского телефона доверия – просто позвони в трудную минуту. Служба детского телефона доверия работает круглосуточно, анонимно и бесплатно, с домашнего и мобильного телефонов.

Рекомендации для родителей обучающихся общеобразовательных учреждений

8-800-2000-122 - Единый Телефон Доверия для детей и подростков

Единый Телефон Доверия для детей, подростков и их родителей оказывает консультативно психологическую помощь детям и родителям с целью укрепления семьи, профилактики семейного неблагополучия, стрессовых и эмоциональных настроений детей и подростков, защиты прав детей. 

Сотрудники службы Телефона Доверия окажут эмоциональную поддержку и помощь родителям в нахождении способов психологической помощи детям, пережившим травмирующее событие, и в восстановлении повседневной жизни семьи и образовательного процесса.

Телефон Доверия работает на всей территории Российской Федерации, днем и ночью, 24 часа в сутки. Звонок может быть осуществлен с любого телефона и является бесплатным. При этом звонящий имеет право не называть свое имя, а содержание беседы останется абсолютно конфиденциально.

 После набора номера происходит определение региона, из которого звонят, потом звонок переадресуется в телефонную службу психологической помощи семьи и детям этого региона. Если телефонная линия занята, то звонок еще раз переадресуется во вторую службу этого же региона и т.д., до тех пор, пока не ответит психолог.

В разговоре с абонентом психолог всегда исходит из того, что человек имеет право быть таким, какой он есть. Специалисты Единого Телефона Доверия никогда и никого не осуждают, не критикуют и не учат жизни.

Важно объяснить ребенку!

Не отвлекать психологов Единого Телефона Доверия шуточными звонками и звонками-розыгрышами. Возможно, когда он баловством будет занимать телефонную линию, кто-то очень нуждающийся в помощи и поддержке не получит её, и может случиться беда!

Уважаемые родители!
     Для получения экстренной психологической помощи, а также снятия психоэмоционального напряжения предлагаем Вам и вашим детям обращаться в службу единого общероссийского детского телефона доверия 8-800-2000-122, на сайт «Детский телефон доверия» (www.telefon-doveria.ru). портал «Я-родитель» (www.varoditel.ru). 
   На вышеперечисленных ресурсах можно круглосуточно, анонимно, бесплатно:

Ø  получить квалифицированный ответ специалиста (психолога, юриста) в чате; поучаствовать в обсуждении актуальных тем на форуме;

Ø  с помощью интерактивной карты быстро и эффективно найти ближайшее учреждение для очного психологического консультирования;

Ø   увидеть анонсы и онлайн-трансляции мероприятий, проходящих в рамках Общенациональной информационной компании по противодействию жестокому обращению с детьми.

      

Родителям о буллинге

Памятка «Как родителям справиться с буллингом»

 

 

 

 

Буллинг относительно новый термин, обозначающий старое,  вековое явление – детскую жестокость. Заметное звучание проблема буллинга приобретает в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих детей, внутренних и внешних условий их развития. Именно в это время, усвоив определенные паттерны поведения, например поведение «жертвы», подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом ситуация буллинга негативно влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», т.к. если проявление агрессии оказывается эффектным, то это может закрепится в качестве стиля поведения в будущем.

Буллинг (bullying,от англ. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического, словесного и (или) психологического преследования со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). Буллингу дети могут подвергаться не только в школе, но и в социальных сетях, что гораздо сложнее присечь.

 

Школьный буллинг можно разделить на две основные формы:

  1. Физический школьный буллинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.;

сексуальный буллинг является подвидом физического (действия сексуального характера).

2. Психологический школьный буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме можно отнести:

  • вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
  • обидные жесты или действия(например, плевки в жертву либо в её направлении);
  • запугивание(использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
  • изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);
  • вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
  • повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы)

 

Новая разновидность школьного буллинга- кибербуллинг – жертва получает оскорбления на свой электронный адрес, унижения с помощью мобильных телефонов или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).

Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить.

Участники буллинга

В ситуации травли всегда есть зачинщики, жертвы и, конечно, преследователи — основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Иногда в классе присутствуют и нейтральные наблюдатели, которые  не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя.

Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Но довольно часто защитник изгоя и сам становится изгоем. Например, если, подчиняясь воле учителя, ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно принимать участие в травле соседа по парте.

Зачинщики. Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли. Им по каким-то причинам не понравился кто-то из одноклассников  и они начинают его дразнить, задирать, осмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры.

Чаще всего в основе преследования лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля — это результат личной мести.

Знаменитый норвежский психолог Дан Ольвеус отметил их следующие типичные черты, несмотря на то, что подобные черты характера могут встретиться и у детей, не являющихся инициаторами школьного буллинга. Что же это за дети?

  • Это дети, уверенные в том «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиться своих целей;
  • Не умеющие сочувствовать своим жертвам;
  • Физически сильные мальчики;
  • Легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.
  • Желающими быть в центре внимания;
  • Уверенные в своём превосходстве над жертвой;
  • С высоким уровнем притязаний;
  • Мечтающие быть лидерами в классе;
  • Агрессивные дети, «нуждающиеся» для своего самоутверждения в жертве;
  • Дети не признающие компромиссы;
  • Со слабым самоконтролем;
  • Интуитивно чувствующие, какие одноклассники не будут оказывать им сопротивление.

Итак, инициаторами травли могут стать:

  • активные, общительные дети, претендующие на роль ли­дера в классе;
  • агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безот­ветную жертву;
  • дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;
  • дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (подоб­ный шовинизм или снобизм является результатом соответ­ствующего семейного воспитания);
  • эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;
  • максималисты, не желающие идти на компромиссы дети (особенно в подростковом возрасте).

Преследователи. Как уже говорилось, зачинщиками травли становятся

 не­сколько человек, все остальные являются их последователями. Они с

 удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете,

подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или

 демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же

добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами

 для не сделавшего ничего плохого лично им сверст­ника?

Во-первых, большинство ребят подчиняются так называе­мому стадному чувству: «Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул». Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.

Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить рас­положение лидера класса.

В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).

В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пой­ти против большинства.

И наконец, небольшой процент преследователей таким обра­зом самоутверждается, берет реванш за свои неудачи в чем-то. У них недостает энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотно подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко нака­зывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают осо­бых симпатий у одноклассников. Можно выделить следующие психологические характеристи­ки детей, становящихся преследователями:

  • Несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружаю­щих, безынициативны.
  • Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, не­ким стандартам (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил).
  • Не склонны признавать свою ответственность за происхо­дящее (чаще всего считают виноватыми других).
  • Часто подвержены жесткому контролю со стороны стар­ших (их родители очень требовательны, склонны приме­нять физические наказания).
  • Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого. Не склонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»).
  • Неуверенны в себе, очень дорожат «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса (в социометрических исследованиях получают наименьшее количество выборов, нет взаимных выборов ни с кем из класса).
  • Трусливы и озлоблены.

Ещё один аспект подростковой жестокости, который имеет связь с естественными законами возрастной психологии – это жестокость, проявляющаяся в группе. Даже взрослый в толпе начинает вести себя несвойственным для него образом, подчас вопреки своим собственным нравственным принципам. В определенных условиях человек, не склонный к насилию, может неожиданно продемонстрировать жестокость. По закону толпы происходит общее снижение интеллекта, снимается личная ответственность за содеянное. При этом мы знаем, что подростку чрезвычайно важно принадлежать группе сверстников, а страх оказаться вне группы, самому стать объектом насмешек сверстников может ситуативно толкать подростка на соучастие в действиях группы. При последующем разбирательстве один на один в кабинете психолога участники таких инцидентов зачастую выглядят достаточно растерянно, некоторые действительно не могут понять, как смогли оказаться участниками коллективных жестоких выходок.

          Жертвы. Жертвами буллинга, как правило, но не всегда, становятся дети чувствительные и не способные постоять за себя. Не те дети, которым не свойственно агрессивное поведение, как часто думают, а дети, которые лишены настойчивости, не умеют демонстрировать уверенность и отстаивать ее. Самая вероятная жертва – ученик, который старается сделать вид, что его не задевает оскорбление или жестокая шутка, но лицо выдает его (оно краснеет или становится очень напряженным, на глазах могут появиться слезы). Дети, которые не могут спрятать своей незащищенности, могут спровоцировать повторение инцидента со стороны агрессора-властолюбца. 
           Американские исследования Дэна Олвеуса позволяют выделить два типа жертв: Первая: не могущие скрыть слабости (дети, физически слабые, неуверенные, эмоционально реагирующие дети, тревожные, а также такие, которые предпочитают общество учителей обществу сверстников).

Вторая: дети, невольно провоцирующие негативное к себе отношение. Ко второй категории относятся неадекватно (слишком бурно) реагирующие на провокации (так, что их поведение вызывает насмешки у зрителей), неприятные в общении дети из-за дурных привычек (например, неряшливые), а также дети, вызывающие активную неприязнь взрослых. Бывает и так, что учитель сам выделяет в коллективе неугодного ученика и, унижая его публично, задает нормы допустимого поведения для школьников.

Наблюдатели. В школьной ситуации буллинга основная масса детей – наблюдатели. И они также нуждаются в серьезной помощи для осмысления полученного опыта. Все зрители, очевидцы буллинга даже если они не вмешиваются и не реагируют, конечно, испытывают большое психологическое давление. Очевидцы буллинга часто испытывают страх в школе, а также чувство, характерное для травматиков – беспомощность перед лицом насилия. Даже если оно направлено не на них непосредственно. Они даже могут испытывать чувство вины из-за того, что не вступились или, в некоторых случаях, из-за то, что они присоединились к буллингу. Все это может постепенно изменить школьные отношения и нормы, сделать их циничными и безжалостными по отношению к жертвам.

 

Если ваш ребенок стал жертвой буллинга

Большинство детей стесняются признаться в том, что над ними издеваются. Они могут никому об этом не рассказывать. Если ваш ребенок все-таки пришел к вам за помощью, отнеситесь к этому серьезно. Если ребенок впервые попросил о помощи, но к нему не отнеслись серьезно, второй раз он уже к вам не обратится.

 

Как догадаться, что ребенок – жертва буллинга?

Вот сигналы, на которые следует обратить внимание.

  • Ваш ребенок: - не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве.
  • Не имеет близких приятелей, с которыми проводят досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону).
  • Одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники, или он сам никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придёт.
  • По утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти за занятия;
  • Задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне.
  • У него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в ОУ или покончит жизнь самоубийством.
  • В его поведении просматриваются резкие перемены в настроении.
  • Злость, обиду, раздражение вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные).
  • Выпрашивает или тайно берет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка (особую тревогу стоит проявлять в том случае, когда исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения – деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков).
  • Приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол; книги, тетради, сумка находятся в аварийном состоянии.
  • Выбирает нестандартную дорогу в ОУ.

 

Как помочь своему ребёнку, ставшему жертвой школьного буллинга

- прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним;

- убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;

- сообщить об этом учителю и школьному психологу;

- сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;

- если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу;

- при сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;

- в случае развития посттравматического стрессового синдрома немедленно обратиться к специалистам;

- ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.

- успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось».

Не отчаивайтесь, поддерживайте ребенка, если он оказался в роли жертвы школьного насилия, и вместе ищите ресурсы для преодоления ситуации. Напомните ему, что есть сферы его жизни, в которых он чувствует себя уверенно, есть люди (одноклассники, родственники, родители), которые могут быть привлечены для участия в решении проблемы, есть его «зоны успешности», на которых важно концентрировать внимание. Это поможет ребенку восстановить самооценку. Очень часто ребенок оправдывает своего преследователя, обвиняет себя в том, что происходит. Необходимо совместно с ребенком обсудить мотивы поведения агрессора: самоутверждение, психологическая компенсация за испытанное самим насилие, своеобразная самооборона от агрессии окружающего мира. Выход может оказаться простым, но ребенку в состоянии стресса не приходит в голову использовать имеющиеся у него ресурсы. Иногда достаточно малейшего вмешательства, простой демонстрации намерения защитить, чтобы прекратить преследования.

Родители могут сыграть важную роль в предотвращении проявлений буллинга.

 Вот несколько советов об этом:

  • Учите детей решать проблемы конструктивно, без агрессивности, хвалите их, когда у них это получается.
  • Хвалите их, когда они хорошо себя ведут, это поможет им поднять самооценку. Детям нужна уверенность в себе, чтобы они могли отстоять свою точку зрения.
  • Спросите у детей, как прошел их день в ОУ, внимательно выслушайте, что они говорят о своих одноклассниках и проблемах, об ОУ.
  • Серьезно отнеситесь к буллингу. Большинство детей стесняются рассказывать, что их обижают. Возможно, у вас будет только один шанс на то, чтобы помочь ребенку.
  • Если вы видите, что кого-то обижают, обязательно вступитесь за ребенка, даже если обидчиком является ваше чадо.
  • Призывайте ребенка оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
  • Никого не обижайте сами. Если детей обижают дома, они будут вымещать злость на других. Если ваш ребенок видит, что вы обижаете кого-то другого, насмехаетесь над ним или сплетничаете о ком-то, он будут поступать так же.

 

Будьте внимательны к своему ребенку, стремитесь к доверительным отношениям с ним, поддерживайте его в трудных ситуациях, обращайтесь за помощью к педагогам, психологам и руководителям образовательной организации!